Мастер-таксидермист АлтГУ Дмитрий Рыжков в преддверии Музейной ночи рассказал об уникальных технологиях воскрешения образов живой природы

17 мая 2022

В Ночь музеев посетители Лаборатории «Музей природы» Алтайского государственного университета увидят редкий экспонат — чучело снежного барса. Чучело очень реалистично. Его создал сотрудник АлтГУ, известный зоолог-таксидермист Дмитрий Рыжков, применив уникальные технологии. Дело в том, что шкура краснокнижного барса была изъята у браконьеров, которые сделали из нее ковер. Снежный барс (или ирбис) — редчайший хищник, в природе его осталось не более 4000 особей в мире. Чтобы невинно погибшее животное могло послужить науке, изъятый у браконьеров трофей в 2020 году Управление охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края передало зоологам Алтайского госуниверситета.

— Дмитрий Викторович, в чем была главная сложность в изготовлении данного экспоната?

— Изначально шкура была не в очень хорошем состоянии, пришлось много работать, чтобы привести её в подобающий вид. Но основная сложность заключалась в том, что шкура попала к нам в виде готового изделия, оформленного браконьерами в виде ковра. Соответственно, не хватало некоторых участков шкуры в области живота, нижней челюсти. С целью их замещения я спрашивал у охотников фрагменты шкуры волков, рысей. Буквально по волоскам реконструирован подбородок барса. Отдельную сложность представляли глаза. Нужны были стеклянные, которые изготавливаются за рубежом. Но вследствие малочисленности данного вида краснокнижных животных, на рынке изделий и материалов для таксидермии отыскать комплектующие крайне сложно. Большая вариабельность в цвете глаз снежных барсов — от светло-жёлтого до голубого, позволила подобрать изделие, предназначенное для изготовления чучел других животных. Вся работа заняла около трех месяцев.

— Расскажите подробнее о процессе изготовления чучел?

— Несмотря на то, что современная таксидермия опирается на использование достижений материаловедения, компьютерные технологии создания трёхмерных манекенов, в своей работе мы по-прежнему нередко используем классические методики изготовления чучел, поскольку уровень мастерства таксидермиста является определяющим фактором художественной ценности работы. Первые чучела изготавливали путем набивки, как мягкие игрушки. Делался проволочный или деревянный каркас, обтягивался шкурой, а затем набивался ватой, паклей или другими материалами. Такую методику до сих пор используют при изготовлении чучел птиц даже ведущие таксидермисты. Затем возник метод накрутки –обкручивая каркас нитками или паклей, мастера добивались анатомического сходства с живым животным. Полученный манекен обтягивали шкурой. Сейчас чаще используется методика, разработанная Карлом Эйкли, который работал в нескольких музеях естественной истории США. Это скульптурный метод, когда в натуральную величину по промерам животного лепится скульптура, например, из глины. Затем с нее снимается слепок и изготавливается манекен, который в дальнейшем будет обтянут шкурой. Раньше для изготовления манекенов использовали метод папье-маше, но с развитием химической промышленности появились пенополиуретановые изделия. Манекены именно из этого материала мы и используем в работе. Например, манекен для снежного барса мы заказывали в Москве. Однако несмотря на то, что современные материалы предоставляют большие возможности, мы не забываем старые методы. Например, используем инсектициды, которые позволяют сохранять экспонаты в течение долгого времени. Меня приглашали для проведения реставрации чучел крокодила, броненосца и хамелеона из коллекции Фридриха Августа Геблера, которые хранятся в Алтайском государственном краеведческом музее уже 200 лет!

— Создание чучел — это творческий процесс?

— Конечно! Например, придумать композицию, антураж: как будет расположено животное в пространстве, в какой позе, иногда делаем целые таксидермические композиции из нескольких особей, например, сцены нападения хищников на жертву. Тут, конечно, нужно проявить фантазию.

— Где вы берете материал для чучел?

— Специально мы животных не добываем. В основном к нам попадают погибшие животные. Например, у нас есть чучело снежного грифа — кумая. Его в своё время передали лаборатории питомника редких птиц «Алтай Фалькон». Кто-то нашел птицу у дороги — такое бывает с хищными птицами, они летают достаточно высоко и их сносит с маршрута потоками воздуха. Самка грифа прожила в питомнике Алтайского госуниверситета более 10 лет и погибла от старости. Другой пример — енотовидная собака. Её труп обнаружили жители поселка Восточный города Барнаула. Вероятно, за животным гнались собаки, оно выскочило на проезжую часть и было сбито машиной. Погибшее животное было направлено в городское управление ветеринарии для обследования и последующей утилизации. Лабораторными исследованиями было установлено, что данный биологический объект не представляет эпизоотологической или эпидемиологической опасности. Шкура была передана для изготовления чучела, а туша уничтожена методом сжигания в крематоре. Вообще есть такое правило — никто не должен погибнуть зря. По такому принципу живут, например, северные народы. Никто не убивает животное просто так — мясо съедают, из шкур шьют одежду. А мы делаем чучела на благо науки.

— В этом и есть главная цель таксидермии?

— Да, одна из основных. Если говорить о научной коллекции — мы можем с ее помощью проследить даже определенные моменты микроэволюции. Например, у нас в коллекции есть коллекция гибридных овсянок. В Алтайском крае обитают два близких — белошапочная овсянка и обыкновенна овсянка. Обыкновенная — это оседлый вид, белошапочная — перелетный. В предгорьях Алтая, вблизи озера Савушки, сформировалась популяция гибридных овсянок. Установлено, что гибриды дают плодовитое потомство, часть гибридных особей мигрирует, часть остается зимовать, что создает предпосылки для образования нового вида. Отслеживая динамику гибридизации, орнитологи Института биологии и биотехнологии нашего университета, возможно, стоят на пороге научного открытия.

— Как вы пришли в таксидермию? Помните свои первые работы?

— В октябре 1991 года, не поступив с первого раза в университет, по совету друга устроился работать в зоомузей АГУ. На тот момент была свободна ставка препаратора, для музея было важно оформление накопившегося материала в экспонаты, пройдя инструктаж, изучив имевшуюся литературу и получив несколько уроков по таксидермии от сотрудников Серёгиной Веры Фёдоровны и Чупина Игоря Иосифовича, я приступил к работе. Начинал с птиц — их легче изготавливать, легче исправлять ошибки. За годы работы проделана большая работа — около трети экспонатов лаборатории «Музей природы» созданы мной.

С созданием в 2020 году Зоологического центра Института биологии и биотехнологии году работа активизировалась. За короткий период экспозиция музея пополнилась енотовидной собакой, глухарем, изготовлено новое чучело бобра. Гордостью нашей коллекции является снежный барс, о чем мы упоминали выше. Управлением охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в дар переданы обширная коллекция черепов травоядных и хищных животных, директор Зоологического центра, профессор Снигирев передал в дар коллекцию черепов волка и собак различных пород, которую он собирал более 28 лет, им изготовлены и представлены в экспозиции четыре скелета представителей пород собак, иллюстрирующие внутривидовую изменчивость семейства собачьих. Коллекция музея дополнена стендом «Морфотипы рогов сибирской косули» (авторы Снигирев С. И., Батурин Е.А.). В планах расширить экспозицию чучелами волка, рыси, ещё одним снежным барсом, косули, кабана, лося. Уже достигнута договоренность о передаче Управлением охотничьего хозяйства биологического материала данных представителей фауны по мере его поступления. Такой объем предстоящей работы потребует больших усилий, но я буду рад все накопленные знания и навыки таксидермии реализовать для пополнения учебных и научных фондов родного университета. Ежегодно наш музей посещают сотни студентов, школьников и гостей нашего города. Восхищенные глаза детей являются для меня — мастера таксидермии — высшей наградой и признанием искусства воскрешать образы живой природы.

Управление информации и медиакоммуникации
поделиться